О направлении

Райнер Шнурре

Как возникла «Художественная биографическая работа»

Фотография предоставлена
«Архивом Рудольфа Штайнера»
(Rudolf Steiner Archiv, Dornach)

Мои учителя: жизнь и Рудольф Штайнер вместе с его антропософией. Жизнь подарила мне Вольфганга Вегенера в качестве учителя самовоспитания и медитации. Через него я узнал о Рудольфе Штайнере, антропософии и «Динамическом рисовании Зодиака». Последнее было разработано самим Вольфгангом Вегенером, учеником которого я был с 1980 вплоть до его смерти в 1984 году.

***

Начиная с 1987 года в течение некоторого времени я был учителем антропософии в Берлине, в Школе Самуэля Ганемана. Студенты подходили ко мне все чаще и чаще, а со временем также и коллеги-преподаватели стали обращаться с биографическими экзистенциальными вопросами в связи с их жизнью. Я сам был очень удивлен тому, что они приходили именно ко мне. В период с 1987 по 1992 год направление художественной биографической работы было развито из жизни как таковой, на основе антропософии Рудольфа Штайнера и из жизненных вопросов самих людей.

К тому же в 1990 году в Берлине мы создали антропософский культурно-художественный проект «Arche Nova» («Новый ковчег») — сообщество, которое существует до сих пор (как некоммерческая ассоциация «Социальное искусство»). Благодаря этой инициативе появилось необходимое пространство для развития и работы биографических групп, а также для проведения индивидуальных биографических консультаций в специально созданном для этого месте.

С 1991 по 2003 художественная биографическая работа имела своё пространство для практики и, таким образом, также и исследовательская работа нашла свой дом. На протяжении этих лет продолжались непрерывно развивающиеся курсы по художественной биографической работе, динамическому рисованию Зодиака и социальному искусству.

Творческий путь самовоспитания

Профессиональное образование в области художественной работы над биографией является творческим путем самовоспитания. Центральным в практике и углублении биографических вопросов в художественной биографической работе является строго феноменологический подход. Необходимым условием для его осуществления является семиступенчатый путь отказов. Это означает отказ от всех предположений, отказ от всех суждений, отказ от всей критики, отказ от всего осуждения, отказ от всех оценок, отказ от всего теоретизирования, и более того, отказ от всей психологизации. Это то, в чем необходимо непрерывно и целенаправленно упражняться.

Работа с переживаниями

Сердцем художественной биографической работы является работа со своими жизненными переживаниями. Это означает: учиться читать свои переживания.

А) Учиться читать переживания — это новый метод биографической работы, основывающийся на антропософии. Ниже приведены некоторые из основополагающих вопросов для исследования:

  • Что такое переживание?
  • Как возникает (откуда берется) переживание?
  • Имеется ли что-либо у человека помимо (свыше) его переживаний?
  • Как было бы возможным научиться прочитывать из субъективных переживаний нечто объективное?

Что касается практики: Переживание записывается в пяти предложениях. Затем мы как настоящие исследователи, вооруженные «соколиным глазом», всесторонне и с разных точек зрения опрашиваем переживание в различных его аспектах. Через некоторое время такой работы появляется возможность найти эссенцию переживания и дать ему название. В случае нескольких переживаний они располагаются в хронологическом порядке либо группируются по теме или каким-то другим особым аспектам в последовательность, чтобы далее была возможность проработать исследуемый контекст.

В) На следующем этапе нашей задачей является научиться читать связи между переживаниями. Это означает проработку биографических тем.

С) И далее мы можем приступить к следующему большому этапу в нашем исследовании: прочтению биографии во всей ее целостности.

Основополагающие темы биографической работы

В дополнение к самой биографической работе необходимой является в то же самое время работа с использованием феноменологического подхода над основополагающими биографическими темами — например, такими как нетерпение, беспокойство, гнев (линия последовательного развития агрессии) — и введение в практику соответствующих упражнений, способствующих выработке непредвзятости в работе. Следующие основополагающие темы биографической работы — это симпатия и антипатия (так называемый, крест «патий»: симпатия, антипатия, эмпатия и апатия), вопрос чувства вины и так далее.

Что касается практики:

  1. Изначально прорабатывается феноменология темы или явления (нетерпения, беспокойства и так далее). Феноменология — это объективный аспект, который требуется найти, сформулировать и обобщить.
  2. Далее прорабатываются переживания на соответствующую основополагающую тему.
  3. Находится и описывается подходящее ситуации практическое упражнение для самовоспитания.

Социальное искусство

Направление социального искусства, развиваемое с 1961 года, стало вторым важным направлением биографического консультирования и обучения. Прошло некоторое время, прежде чем мне стало ясно, что биографическая работа также всегда имеет дело с вопросами социального характера. Очевидно, что большинство областей биографической работы связаны с взаимодействием с другими людьми. Везде, где один человек встречает другого человека, присутствует социальный вопрос. Биографическая работа — это проработка социального вопроса из перспективы Я.

Необходимость пробуждения

Нам необходимо пробудиться к социальному вопросу.

Основополагающее в любом биографическом обучении и консультировании — это всегда человеческая встреча. Социальный вопрос всегда содержится в человеческой встрече. И основной вопрос здесь таков: Что происходит между нами? Этот вопрос о том, что происходит между нами, зачастую остается неосознанным. Я либо сосредоточен на самом себе, либо сосредоточен на другом.

«Разговор» и открытая тайна трех пространств

...являются основным аспектом в любой встрече человека с человеком. Природа настоящего разговора лежит в говорении и слушании, и также в (чаще всего нераспознаваемом) третьем элементе. В говорении — Я занимаю (собой) пространство, в слушании — Я даю пространство (другому), а третье пространство — это то, что в определенном смысле является главным предметом нашей заботы в процессе обучения и консультирования. Создать третье пространство я могу (только) осознанно ... здесь, и тогда становится возможной истинная встреча и исцеление.

«Динамическое рисование Зодиака» Вольфганга Вегенера

Вольфганг Вегенер

12 знаков Зодиака

Третьим важным направлением художественной биографической работы является «Динамическое рисование Зодиака». Благодатный дар открытия, сделанного Вольфгангом Вегенером, состоит в том, что он привел двенадцать статических знаков в движение. Форму любого знака — Овна, Тельца, Близнецов и так далее — можно получить, начав из круга или овала. Таким образом, становится возможным пережить все знаки в процессе их рисования. В итоге двенадцать различных качеств, соответствующих знакам Зодиака, можно пережить и познать из непосредственного опыта; а не только понять их интеллектуально.

Весь человек

Как только двенадцать способов динамического рисования знаков и соответствующие им двенадцать качеств были в определенной мере усвоены, можно продвигаться дальше и учиться выводить все двенадцать знаков из одной линии. До тех пор, пока не появится весь человек.

Терапевтический эффект

Дальнейший шаг в развитии — это исследование исцеляющего воздействия (терапевтического эффекта).

Социальный Зодиак

Встреча человека с человеком может быть исследована в двенадцати аспектах. Благодаря динамическому рисованию Зодиака можно намного глубже и дифференцированнее понять и пережить социальные процессы. С помощью динамического рисования Зодиака есть возможность изобразить социальные процессы очень конкретным, детальным способом.

В контексте биографии

С помощью Зодиака становится возможным проработать и пережить двенадцать семилетних периодов в биографии более глубоким образом. Если человеку уже исполнилось 84 года, то достигнута «октава», и снова начинается Овен, и даже может быть далее: достигнут Телец, Близнецы, ... . Аналогично, можно исследовать двенадцатилетние ритмы: например, 7 по 12 лет или — в соответствии с возрастом — 8 по 12 лет.

Исследование переживаний

Двенадцать различных качеств Зодиака могут указывать направления при исследовании переживаний, в которых также проявляются различные качества, так же как и в связях между переживаниями (например, связанными одной темой).

Зодиак + Планеты

Соединение языка знаков Зодиака с языком планет может служить ключом в дальнейшем изучении биографии, переживаний и связей переживаний между собой.

Творческое трезвучие в художественной биографической работе

Художественная биографическая работа, социальное искусство и динамическое рисование Зодиака — эти три элемента оказывают гармонизирующее воздействие при их соединении в биографической работе.

Художественное

Данный вид биографической работы, основанный на антропософии, называется «Художественная биографическая работа», потому что ко всему художественному необходимо подходить творчески, и оно должно постигаться и усваиваться также художественным образом. Художественный подход необходим в биографической работе, так как биография человека является третьим величайшим художественным произведением после сотворения мира и сотворения человека.

Ниже приведены слова Рудольфа Штайнера на эту тему:

«Художественное (творческое) должно быть постигаемо творчески (художественным образом)».

Это означает, однако, что если я не постигаю творческим образом то, что является произведением искусства (художественным по своей сути), тогда я не постигаю этого вовсе. Этот подход, таким образом, подчеркивает значимость художественного [элемента] и отводит ему главную роль во всем настрое в биографической работе. Таким образом, всё в обучении художественной биографической работе, а также в творческом биографическом консультировании должно и требует быть проработанным творчески.