Образование

Райнер Шнурре

Образование в области художественной работы с биографией является полноценным профессиональным образованием.

Его длительность — 4 года. В результате должно быть аттестовано умение полноценно и самостоятельно работать с другими людьми в области биографии. Образование состоит из девяти обширных шагов:

  1. Проработка собственной биографии;
  2. Проработка биографии ныне живущего человека;
  3. Проработка биографии умершего человека;
  4. Проработка феноменологии человеческой встречи;
  5. Проработка социального вопроса в связи с темой человеческой встречи, а также в общественных отношениях; речь идет и о данности, и об исцеляющем начале;
  6. Биографическое консультирование конкретных людей;
  7. Биографическая работа в группах;
  8. Работа в направлении исследования судьбы и кармы, в том числе относительно методологии (= того, «Как») такого исследования;
  9. Работа в публичном пространстве (лекции, вводные занятия, семинары).

При каждом из указанных шагов речь идет не только о проработке того «Что», но и равным образом — «Как».

Как работаю я с другим человеком? — Как работаю я с самим собой? — Насколько в моей работе я способен действительно воспринимать самого себя?

Вместе с вопросом «Как» мы уже оказываемся внутри социального вопроса. А для рассмотрения этого вопроса необходимо заостренное, расширенное и укрепленное сознание, равно как и проработка необходимых соответствующих способностей. И здесь к образованию в области художественной работы с биографией присоединяется второе — искусство становящегося сообщества.

Художественная биографическая работа была развита из самой жизни и из антропософии, и эта работа строится на последовательно реализуемом феноменологическом подходе: что означает постоянное упражнение в отказе от всяческих предположений, от всяких утверждений, суждений, от критиканства, от всех обвинений, от всякой теоретизации и, прежде всего, от всякого психологизирования.

Само образование в этой области развито как возможность художественного исследования для зрелых людей. Это означает в то же время, что такой подход стремится оставаться живым и способным к развитию, дабы не оказаться в плену известных чуждых методов, и тем более чтобы не застыть в некую систему. — Действительно художественный подход не является ни системой, ни даже методом. Ведь художественное, как таковое, возникает только в каждый данный момент настоящего — это творчество «сейчас». Оно требует определенных способностей, в которых и упражняются.

Художественная работа с биографией прибавляет к ныне существующим видам антропософской биографической работы новые элементы, возникшие из вполне самостоятельного подхода, не связанного ни с одним из уже имеющихся видов образования в этой области. — К примеру, тут не требуются какие-либо предварительные готовые знания из области антропософии, с другой же стороны, всячески приветствуется художественный подход к антропософским знаниям, который, собственно, оказывается необходим. — Во всем процессе образования основная ценность придается чисто феноменологическому подходу, направленному на то, чтобы исключительно из самой — собственной или чужой — биографии стремиться к самообучению в «чтении биографии», — причем именно в качестве внутренне пробуждаемой в самом себе потребности так относиться к ней.

Наше образование охватывает три основные области:

  1. «Художественная биографическая работа», заключающаяся в девяти вышеописанных шагах.
  2. Полное образование в области «Динамического рисования знаков Зодиака» по Вольфгангу Вегенеру с получением отдельного сертификата.
  3. Основные элементы искусства становящегося сообщества.

I. О художественной биографической работе

  1. Проработка собственной биографии. Сердцем всего процесса образования является обучение феноменологическому чтению отдельных переживаний. От них мы движемся к обучению феноменологически читать более обширные связи между отдельными переживаниями. — Так, вполне органично мы доходим до целых биографических тем. Вплоть до того, что обретаем способность общего феноменологического обзора целой жизни. — Здесь оказывается важным именно то, «Как» мы это делаем и какие предпосылки в нас для этого нужны.
  2. Общие законы развития жизни человека. Ритмы в жизни следует отыскивать, — а не предполагать их. Учиться читать ритмы развития. — Учиться читать семеричный ритм: Что такое первый шаг? Что такое второй шаг? Что такое третий, четвертый, пятый, шестой и что такое седьмой шаг? Какие различные качества открываются в ходе развития от первого шага до седьмого? Каковы предпосылки, необходимые для проработки этого ритма и к самому характеру этой работы (= к тому «Как»)?
  3. Исследование судьбы и кармы. О характере данного пути исследования. — Необходимые феноменологические предпосылки. — Возможные исследовательские подходы.
  4. Проработка самих предпосылок, которые необходимы для художественной биографической работы с другим, конкретным человеком, для практического применения этой работы и сопровождения человека. (В этой связи смотрите раздел «Искусство становящегося сообщества».)
  5. Проработка предпосылок, которые необходимы для художественной биографической работы в группах, для практического применения этой работы и сопровождения групп.
  6. Проработка предпосылок, которые потребуются для публичных лекций о художественной биографической работе, включая практические упражнения.
  7. Проработка предпосылок, которые потребовались бы в случае, если бы я стал развивать общинообразующую деятельность в связи с  искусством становящегося сообщества.

II. Динамическое рисование знаков Зодиака

по Вольфгангу Вегенеру (1918–1984)

Это практическая творческая возможность художественным способом доводить до действительного переживания как процессы самопознания, биографические процессы, так и социальные явления — причем без посредства промежуточных интеллектуальных построений.

С 1980 по 1984 год я мог учиться в Берлине у Вольфганга Вегенера разработанному им методу динамического рисования знаков Зодиака. Начиная с 1985 года я применяю этот метод в работе с отдельными людьми, а с 1987 года преподаю его в группах. За это время круг людей, у которых можно учиться такому динамическому рисованию, сильно разросся (смотрите список адресов). — Теперь, после соответствующего успешного обучения, можно получить и такой — второй — сертификат, позволяющий применять динамическое рисование в работе с отдельными людьми и группами, а также проводить семинары в этой области.

На первом году обучения основательно прорабатывают все двенадцать отдельных знаков Зодиака (начиная с Овна и заканчивая Рыбами). На следующий год учатся постепенно соединять эти знаки между собой — вплоть до того, как из одной непрерывной плавной линии перед нами возникает «зодиакально» прорисованный «весь человек» (от головы до ступней), что можно также рассматривать как отображение целого временного процесса человеческой жизни или его частей. На третьем году обучения развивают художественно-терапевтические подходы, связанные с этим видом рисования, а на четвертом году — медитативные аспекты.

www.dynamisches-tierkreiszeichnen.de — сайт направления (с международным списком адресов).

III. Искусство становящегося сообщества

Разрабатываемое мною искусство становящегося сообщества за последние тридцать лет постоянно развивается и расширяется. В нем предложен инструмент для феноменологического познания, «чтения» и, прежде всего, для развития новых способностей, способных помогать во все более и более затрудняющемся сотрудничестве между людьми и все более усложняющейся совместной жизни людей. При этом встает центральный вопрос для исследовательской работы: «Что происходит между нами?»

Проработке подлежат следующие темы:

  1. Социальные пра-феномены и то, «Как» можно над ними работать.
  2. Развитие более глубокого осознания «жгучих» социальных вопросов, — в отношении прошлого, настоящего и ближайшего будущего.
  3. Мы исследуем вопрос: Что такое человеческая индивидуальность? И как строить ее здоровое отношение к «становящемуся сообществу»?
  4. Антропософия Рудольфа Штейнера как наука о мире (=примирении) позволяет нам понимать разнообразие задач отдельных народов и тем самым ведет к конкретному познанию общего развития всего человечества.
  5. «Социальный вопрос» в связи и в созвучии с «вопросом о карме» является основным и ныне актуальным всеохватывающим вопросом.
  6. Искать подходы к познанию самого актуального требования времени — чтобы каждый социальный организм становился по-настоящему живым, а для этого необходимо здравое понимание необходимости обновленного построения общественных отношений согласно соответствующей нашему времени «Тройственности социального организма».
  7. Проработка социально-художественных подходов. — От того, «Как» я обхожусь с самим собой (в биографическом самовоспитании) и в человеческих встречах в повседневности, — к каждодневному самораскрытию для насущных социальных вопросов.

IV. Органическое слияние всех трех областей

Три области — биографическая работа, динамическое рисование знаков Зодиака, искусство становящегося сообщества — в своем слиянии повышают интенсивность подлинной практической художественной работы с биографией.

При этом во всех трех областях прорабатывается содержание того «Что» и того «Как». Простое «Что» втягивает жизнь в мертвое знание. Более живое сознание, которое действует путем проработки «Как», обогащает современного человека в его социально-художественных связях с теми областями, которые иначе остались бы в нем руинами. — Современный человек нуждается в значительно более глубоком и одновременно высоком постижении именно того, «Как».

Такой более широкий взгляд высвобождает в человеке силы, необходимые для взращивания подлинной действительности — между нами, в обществе, между народами и в человечестве в целом. — До обретения таких новых сил невозможно даже надеяться на взаимооздоравливающее сотрудничество в преобразовании нередко тяжелейших личных и все более приходящих в хаос общественных отношений, — сколь бы скромным не был мой собственный вклад в это дело.

Описанное профессиональное образование в его целом является свободным духовно-научным импульсом, происходящим из подлинно художественной области, который желает пробудить стремление к созданию сообщества тех, кто ощущает свою принадлежность к такому «исследованию общей судьбы», причем в виде тонкого и нежного побуждения к практически осуществляемому братству, где женщины и мужчины совместно учатся давать место «общечеловеческому бытию» ради становления Человека...