Вопросы к биографической конференции в октябре 2020
Ответы Райнера Шнурре

1. Как вы переживаете нынешнее время?

2020-й год имеет для меня особое значение. В 1980 я заново встретился с антропософией. И это значит, что я имел возможность проникнуться антропософией двадцать лет в XX веке и двадцать лет в XXI веке.

Благодаря этому я могу глубже понимать некоторые происходящие в мире события на основе духовной науки и обладаю возможностью иного подхода. Ибо Рудольф Штайнер описывает и будущее, которое сегодня, спустя сто лет, частично стало настоящим. Будучи знакомым с этими высказываниями, а я занимаюсь этим в течение десятилетий, человек может рассматривать события настоящего в контексте бо́льших взаимосвязей. — Это не делает жизнь проще, однако обогащает ее. — Наша ответственность в отношении людей, которые проникаются антропософией, невероятно велика. — Именно в наше время. — Именно мы, от сердца до почек, в настоящее время проходим проверку, испытываемся существами духовного мира.

Бесстрашен ли ты? — Есть ли у тебя доверие к окружающим? ( Не слепое доверие, а настоящее — истинное?) — Есть ли у тебя доверие к постоянно присутствующей помощи духовного мира? — Если у тебя есть доверие, то нет и страха. — Если я испытываю страх, значит мне не хватает этого доверия

В начале введения ограничений мы продолжили работу на семинарах и учебную сессию по художественной биографической работе, ближе к концу даже в режиме всеобщего карантина — в России. — После отмены Аэрофлотом всех рейсов в Германию, так что обратный вылет был аннулирован, мне удалось вылететь так называемым эвакуационным рейсом австрийских авиалиний седьмого апреля в Вену, а затем я еще двенадцать часов поездом добирался в Германию, и по прибытии должен был пройти двухнедельный карантин. — Это время я мог с пользой употребить на дальнейшую разработку проекта, связанного с фильмом, которым я занимаюсь уже скоро как тринадцать лет. Это фильм по теме «Трехчленность социального организма». В начале января я запланировал начало съемок в Берлине на шестое июня. Надо было забронировать проживание, собрать команду и т. д. Для меня это было незыблемо: мы будем снимать фильм. Но позволят ли внешние обстоятельства осуществить это? Я продолжал все планировать с шестого июня. — «Чудо» произошло: именно с шестого числа в Берлине было разрешено собираться в общественных пространствах группами до десяти человек. (В других регионах Германии это еще не было разрешено.) Наша съемочная группа состояла из семи человек. Мы снимали исключительно на улице и несмотря на прогнозы, обещавшие дождь, он шел непрерывно пять часов только в один единственный день. — Мы промокли до нитки, но ни один человек не заболел. — А дождливое настроение точно вписалось в определенные места в фильме. — Сейчас начинается монтаж, что потребует очень много времени. — Если подытожить, это означает: во время принудительно предписанной пассивности задача состоит в том, чтобы быть вдвойне активным; прежде всего внутренне. — Без самовоспитания больше ничего невозможно, а медитативная жизнь, как бы трудно ни было это осуществлять, является истинной и необходимой опорой. — (Тут есть еще много чего сказать.)

2. Какие вопросы оно ставит перед вами?

  • Каким образом возможно правдиво высказывать истину?
  • Каким образом духовную науку можно поставить наряду с материалистическим мировоззрением?
  • Какой вклад я могу внести, чтобы пробудить окружающих, вывести их сознание из глубочайшего сна, из душевного комфорта и душевной инертности, в которых они пребывают?
  • Как мы можем пробудиться к тому, чтобы общественные отношения не определялись исключительно извне и кем-то другим? Какие для этого требуются внутренняя пробужденность и мужество?
  • Как я могу пробудиться к тому, чтобы собственное моральное поведение воздействовало на простраивание взаимоотношений в мире? (Есть еще много вопросов.)

3. В чем вы видите свою задачу в настоящий момент?

  • Просвещение, Просвещение, Просвещение...
  • Закончить работу над фильмом: «О том, что мы накануне Бури» по теме «Трехчленность социального организма», снабдить его переводом на английский и русский языки, чтобы его воздействие распространялось по всему миру.
  • Далее развивать основывающуюся на духовной науке биографическую работу.
  • Чтобы «Искусство становящегося сообщества» (Sozialkunst-Gestaltung) смогло наконец раскрываться во всей силе своего развития.

4. «Путь меж двух огней: одиночество и жизнь в сообществе» — что значит для вас эта тема? Эта тема важна для вас?

  • Речь идет о том, чтобы зажечь третий огонь; объединить, наконец, два других огня.
  • Ради этого я работаю этого вот уже более пятидесяти лет.
  • Мой «инструмент» в этом деле — разрабатываемое мною и постигаемое в его дальнейшем развитии «Искусство становящегося сообщества» (Sozialkunst-Gestaltung)
  • В Sozialkunst-Gestaltung мы называем это «становящимся сообществом». И над этим мы уже конкретно работаем.

5. Какой бы род художественной деятельности (живопись или скульптура) хотели бы вы предложить, чтобы проиллюстрировать данную тему?

Мне хотелось бы представить эту тему в совместном с другими людьми процессе социального искусства.